23.01.2019
Власть, 13 лет произвольно устанавливая и повышая плату за содержание и текущий ремонт МКД, одумалась… но ее хватило ровно на 7 дней
По мнению экспертов ассоциации АКОН, большинство российских домов (порядка 80 процентов) достаются в обслуживание той или иной управляющей компании не по решению общего собрания собственников, а по итогам открытого конкурса, организованного органами местной власти. И плата за содержание и текущий ремонт для таких домов безальтернативно устанавливалась муниципалитетом.
Согласно Правилам проведения открытых конкурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75, процедура не подразумевала снижение цены в ходе конкурса. То есть, установленный местной властью размер платы за СиР (содержание и текущий ремонт) просто принимался как данность, и муниципалитеты не делали ровным счетом ничего, чтобы снизить финансовую нагрузку на жильцов.

По каким принципам местная власть устанавливает плату за СиР – остается только гадать. Мы уже рассказывали о том, что в Москве с 1 января 2019 года она составляет 29,04 руб./м2 (для квартир, расположенных выше первого этажа в домах с лифтом и мусоропроводом). А в соседних Химках плата за содержание дома с лифтом и мусоропроводом равна 37,76 руб./м2, плюс – всевозможные повышающие коэффициенты при наличии ИТП или индивидуальной котельной. Доходит до смешного: абсолютно одинаковые дома, расположенные по разные стороны Новокуркинского шоссе, имеют различную стоимость обслуживания, потому что один административно находится в Москве, а другой – в Химках.
Видимо, убожество и абсурдность этой системы стали очевидны даже в правительстве, и 14 декабря 2018 года увидело свет постановление Правительства № 1541, вносящее существенные изменения в порядок проведения открытых конкурсов. Если опустить подробности, главное новшество состояло в том, что управляющим компаниям, участвующим в конкурсе, наконец-то разрешили снижать цену на содержание и текущий ремонт. Многие возрадовались: неужели появился законодательный механизм, позволяющий уменьшить платежи за ЖКУ?
Однако радость, как выяснилось, была преждевременной…
Теперь, как говорят в определенных кругах, следите за руками. 14 декабря прошлого года участникам открытых конкурсов разрешили конкурировать по цене. А спустя семь дней, 21 декабря 2018 года, вышло постановление Правительства РФ № 1616, регламентирующее порядок назначения временных управляющих организаций.
В чем же здесь подвох?
«Это касается многоквартирных домов, которые не выбрали способ управления. Согласно Жилищному кодексу собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления. В случае если дом находится без управления, муниципалитет самостоятельно назначает компанию на временной основе без какого-либо конкурса. Стоимость содержания дома в данном случае будет соответствовать муниципальным расценкам», - прокомментировал означенное постановление заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам строительства и регионального развития Виталий МУТКО.

Действительно, согласно нормам ЖК РФ, если собственники не выбрали на общем собрании способ управления МКД, или решение об этом не реализовано, а конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся, то орган местного самоуправления назначает для дома временную УК. Однако для местной власти сделать так, чтобы решение общего собрания не было реализовано – очень просто. И еще проще – «организовать» открытый конкурс так, чтобы он не состоялся. Каков при этом порядок проведения этого самого конкурса, можно ли конкурировать в нем по цене – уже не имеет ровно никакого значения.
Итак, 14 декабря прошлого года вышел нормативный акт, позволяющий снижать стоимость содержания и текущего ремонта МКД. А буквально спустя неделю издается новый – который при определенных условиях делает невозможным выполнение первого!
Алексей НИЛОВ
Власть /Общество /ЖКХ