Проголосовали
  • домов
  • жителей
Зарегистрировано в Базе
  • 41 493 ТСЖ
  • 20 304 УК
  • 1 046 900 домов
  • 85 ГЖИ

Стратегия разложения ЖКХ

Стратегия разложения ЖКХ
09.10.2019

Что говорят о Стратегии-2020 в эшелонах власти и о чем умалчивают.

Тема ЖКХ – одна из самых наболевших и волнующих в Российской Федерации. Разрабатываются стратегии развития, ставятся новые задачи, меняются ключевые вопросы, ищутся новые возможности. Но проблем остается много. И решения зачастую не приводят к положительным результатам. Население вынуждено нести бремя высоких тарифов, мириться с невыполнением обязательств управляющими компаниями и ТСЖ, местными органами управления.

Взлет и падение Стратегии-2020

Презентуя Стратегию развития ЖКХ РФ до 2020 года, Минстрой России заявил: «Результатом должен стать рост уровня удовлетворенности населения качеством услуг ЖКХ: в 2020 году, по оценкам ведомства, он должен составить не менее 80%». Согласно опросу, проведенному в декабре 2017 года ВЦИОМом, 81% граждан удовлетворены качеством услуг ЖКХ». Об этом в интервью «Известиям» от 13 декабря 2017 года заявил находившийся тогда на должности Министра строительства и ЖКХ Михаил Мень. По его словам, «изучение общественного мнения граждан о самых волнующих их вопросах показало, что тема ЖКХ, наконец, перестала занимать верхние строчки». Безусловно, такой рост положительной динамики среди граждан в отношении ЖКХ, не может не радовать. Более того, вызывает эйфорию. Ведь уже в 2017 году, по сути, были достигнуты показатели, заявленные в Стратегии-2020.

Что же случилось потом? Августовские исследования 2019 года, проведенные АНО «Левада-Центр», показали, что среди населения выросло недовольство коммунальными услугами – 59% ответили, что неудовлетворенны их качеством. Тогда как удовлетворенность составила 41%. Похоже, Стратегия дала сбой. Или в ее дальнейшей реализации что-то пошло не так. Но это уже оказалось в зоне ответственности новой команды Минстроя во главе с Владимиром Якушевым и его замом по ЖКХ Максимом Егоровым. Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России, председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам, член Совета Общественной палаты РФ И.Л. Шпектор в своем интервью нашему изданию поясняет ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день: «Говорить о том, что население удовлетворено, по меньшей мере, странно, потому что на сегодня состояние жилого фонда регионов плачевно. Ужасная система эксплуатации, и не обеспечены нормальные условия для людей.

Наша комиссия делает многочисленные выезды, встречается с населением в разных субъектах Федерации. И наше общение с населением в основном происходит через поток жалоб. И сказать, что этот поток уменьшится, я не могу. Более того, он порой зашкаливает».

И.Л. Шпектор: «Говорить о том, что население удовлетворено, по меньшей мере, странно, потому что на сегодня состояние жилого фонда регионов плачевно. Ужасная система эксплуатации, и не обеспечены нормальные условия для людей».

Опираясь на подобные заявления, вывод напрашивается весьма неутешительный: недовольных становится все больше, и к концу завершения реализации Стратегии-2020 ожидать выполнения поставленных задач мы вряд ли можем.

А что по переселению из аварийного жилья?

Что касается пункта Стратегии-2020 «Ликвидация аварийного жилищного фонда», здесь тоже не все гладко. Хотя  Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отмечается позитивная картина. Согласно данным Фонда ЖКХ, в 2016 году было расселено 2,49 млн. кв. м. аварийного жилья, в 2017 году – 2,41 млн. кв. м. Тогда как в качестве целевых показателей Стратегии-2020 к деятельности Фонда ЖКХ (Далее – Фонд ЖКХ) относится объем расселенного аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, где указаны следующие показатели: 2016 год – 2,82 млн. кв. м,  2017 год – 3,21 млн кв.м. Как заявляют в Фонде ЖКХ: «Считаем задачу по достижению целевых показателей в части объема расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, практически выполненной». По их отчетным данным в 2008-2013 годах расселено 5,2 млн кв. м. аварийного жилья, а в период 2014-2018 г. – 10,7 млн кв. м. Вполне удовлетворительные результаты.  А что же на самом деле? Как утверждает И.Л. Шпектор, мэры все по всей стране искусственно занижали показатели аварийности жилья, поэтому «если говорить о программе Минстроя, то можно утверждать, что эта программа фактически выполнена в тех домах, которые были признаны аварийными, на 85%». По словам И.Л. Шпектора, показатели  неправдивы: «Сегодня у нас признано аварийными 11,2 миллиона квадратных метров. Но в реальности их гораздо больше».


Нерешенные вопросы


Прокомментировать результаты Стратегии-2020 и дать прогноз Стратегии-2035 мы попросили Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По словам Члена Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Ковалева, «достичь намеченных целей и поставленных задач в рамках Стратегии развития ЖКХ в Российской Федерации на период до 2020 года удалось не в полной мере». 

Олег Ковалев: «достичь намеченных целей и поставленных задач в рамках Стратегии развития ЖКХ в Российской Федерации на период до 2020 года удалось не в полной мере».

Еще бы… Чего стоит лицензирование. Если при помощи него хотели избавить рынок от недобросовестных управляющих организаций, которые целиком и полностью несут ответственность за качество предоставляемых услуг, то и здесь Стратегия-2020 потерпела фиаско. И.Л. Шпектор как эксперт прямо об этом заявляет: «Говорить, что лицензирование решило проблему, абсолютное заблуждение… Лицензирование в том виде, в котором существует сейчас, с моей точки зрения, не достигло желаемого результата». А что касается государственно-частного партнерства (ГЧП), так на примере очистных сооружений И.Л. Шпектор буквально разъясняет, что творится на этой «кухне»: «Масса очистных сооружений – а это очень важная система ЖКХ – ушла в так называемую концессию. Но выполняют ли концессионеры свои обязательства? Нет. То есть, взяв очистные сооружения, новоиспеченный владелец заявляет, что не может выполнять свои обязательства по реконструкции, потому что тариф, по его мнению, занижен. Какое здесь партнерство? Никакого».

Видимо, учитывая очевидные недостатки, Олег Ковалев призывает к тому, чтобы при реализации Стратегии-2035 они были учтены, как и  «нерешенные вопросы, которые возникли в ходе реализации Стратегии до 2020 года». Что же ожидать от будущего? Конечно, «более высокого качества, которое должно выразиться в укреплении  жилищно-коммунального комплекса и в повышении прозрачности его работы». Как замечает Олег Ковалев, конечно, у него «еще есть вопросы к Минстрою по Стратегии, и эти вопросы будут заданы в ходе встреч на Комитетах с должностными лицами Минстроя». Что же касается прогнозов на будущее, то, по его словам, «Стратегию на период до 2035 года надо принимать чем быстрее, тем лучше, и далее предпринимать все усилия для ее реализации, выводя отрасль ЖКХ на новый уровень».

А что же Минстрой?

Вызывает недоумение молчание Минстроя России, к которому в первую очередь были адресованы вопросы с просьбой прокомментировать результаты Стратегии-2020 и перспективы новой. После полутора месяцев обещаний ответа мы так и не получили, несмотря на то, что на имя министра Владимира Якушева было направлено официальное письмо с запросом редакции о предоставлении информации в семидневный срок в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации». Если разработчик Стратегии молчит, значит, ему либо нечего сказать, либо он признает свое поражение. Впрочем, первое ничем не лучше второго.  

Сергей Миронов: «Согласно опросу партийных Центров защиты прав граждан, в апреле 81% граждан были категорически недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг и работой управляющих организаций. Среди всех обращений в Центры именно проблемы жилищно-коммунального хозяйства занимают первое место».

Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская вообще отказалась давать какие-либо комментарии. Почему? На этот счет терзают смутные сомнения. С одной стороны, хвалить Стратегию не с руки: лидер партии «Справедливая Россия», членом которой является госпожа Хованская, Сергей Миронов довольно нелестно высказывался по поводу результатов работы ЖКХ в своем интервью нашему изданию: «Согласно опросу Центров (партийные Центры защиты прав граждан работают в 73 регионах – прим. ред.), в апреле 81% граждан были категорически недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг и работой управляющих организаций. Подчеркну, что среди всех обращений в Центры именно проблемы жилищно-коммунального хозяйства занимают первое место». С другой стороны, выступать с указанием на явные недостатки в работе по ее реализации себе дороже – все-таки председатель Комитета в Госдуме по жилищной политике и ЖКХ. Таким образом, все становится на свои места.

Минстрой вывел политику с кухни в подъезд и во двор жилого дома

А как к сложившейся ситуации в целом относится главный заказчик услуг ЖКХ – население? «Левада-Центр» в августе с.г. провел отдельное исследование, которое показало, что сложившаяся ситуация в ЖКХ из социально-экономической плоскости стремительно трансформируется уже в политическую. «Нарастающая неудовлетворенность большинства граждан качеством жилищно-коммунальных услуг формирует политический запрос населения на обновление: почти половина опрошенных АНО «Левада-Центр» считают необходимым создание новой политической партии для решения проблем ЖКХ», – заявил Сергей Креков, руководитель организационного комитета Всероссийской политической партии «СтопЖКХ».

Сергей Креков: «Нарастающая неудовлетворенность большинства граждан качеством жилищно-коммунальных услуг формирует политический запрос населения на обновление: почти половина опрошенных АНО «Левада-Центр» считают необходимым создание новой политической партии для решения проблем ЖКХ».

Выводы: Стратегия-2020 благополучно завалена и не только по этим, но и по другим показателям. Так каких же перспектив следует ожидать от долгосрочной Стратегии-2035? Вопрос риторический. 

Ольга Аржанова

Власть /Общество /Экономика /ЖКХ

Возврат к списку