Проголосовали
  • домов
  • жителей
Зарегистрировано в Базе
  • 41 493 ТСЖ
  • 20 304 УК
  • 1 046 897 домов
  • 85 ГЖИ

Никита ЧУЛОЧНИКОВ: "Российское ЖКХ - питательная среда для криминала"

Никита ЧУЛОЧНИКОВ: "Российское ЖКХ - питательная среда для криминала"
06.02.2019

В России криминал в ЖКХ стал проблемой национальной безопасности  

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из крупнейших и важнейших отраслей российской экономики. В силу своей стратегической роли система ЖКХ связана с управлением гигантскими материальными активами – многоквартирными домами всей страны, обладает высоким уровнем капитализации, а государство вкладывает в нее колоссальные средства. А это значит, что «коммуналка» как магнит притягивает к себе криминал.

Преступления в ЖКХ – это не какая-то абстракция, касающаяся качества предоставляемых услуг, а вполне конкретные действия. О наличии проблемы уже в течение нескольких лет официально заявляет генеральный прокурор России Юрий ЧАЙКА. Среди типичных криминальных проявлений он выделяет хищения бюджетных средств, выделяемых на нужды ЖКХ, присвоение средств, которые граждане платят за жилищно-коммунальные услуги, экономические преступления самого широкого спектра – от фиктивных банкротств до незаконного манипулирования их активами и фондами.  

О масштабах криминализации жилищно-коммунального комплекса страны - наш сегодняшний разговор с президентом Ассоциации АКОН Никитой ЧУЛОЧНИКОВЫМ.

- Положение дел в сфере ЖКХ не внушает оптимизма по многим позициям, в том числе и с правовой точки зрения, - говорит Никита ЧУЛОЧНИКОВ. – ЖКХ – отрасль базовая, системообразующая, государство вкладывает в нее колоссальные бюджетные средства. Годовой оборот системы ЖКХ в 2016 году составил 4,1 триллиона рублей. Средства огромные, что по определению делает «коммуналку» привлекательной как для легального, так и для криминального бизнеса.

- Как бы вы охарактеризовали основные черты системы с правовой точки зрения?

- Для начала нужно констатировать, что работа отрасли абсолютно непрозрачна. Она регулируется на разных уровнях федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами. Однако нормы муниципального уровня могут не соответствовать федеральному законодательству, а иногда прямо противоречить ему. Несогласованность в регулировании деятельности системы и ее непрозрачность создают почву для злоупотреблений и криминализируют её.

Серьезный отпечаток накладывают психология и мировоззрение предпринимателей, работающих в отрасли. Многие, начиная свой путь вполне легально и оглядываясь на общую практику, криминализируются в процессе деятельности. Начинается с малого. Например, принято считать, что в отрасли зарегистрировано более 37 тысяч организаций и задействовано более двух миллионов работников (по состоянию на 2016 год). Но на деле эта цифра гораздо выше, поскольку большинство из них официально не трудоустроено. Дальше – больше. Огромные обороты и быстрые деньги создают слишком большой соблазн. В криминальные схемы оказываются вовлеченными управляющие и ресурсоснабжающие организации, работники госаппарата.


- Чем это чревато для рядового человека, среднестатистического собственника квартиры?

- В результате коррупционных схем и преступного сговора участников системы, деньги выводятся сначала из отрасли, а потом, зачастую, и из страны. В реконструкцию и техническое содержание коммунального хозяйства вкладывается значительно меньше, чем нужно, инфраструктура не модернизируется, ветшает и создает реальные угрозы для людей. То есть, те объемы средств, которые могли бы работать на благо граждан, разворовываются, и это приобретает масштаб стратегической проблемы – ставит под угрозу безопасное функционирование коммунальной инфраструктуры.

- Как бы вы оценили масштаб проблемы?

- Статистика за 2018 год еще не опубликована, но могу констатировать, что за последние годы, несмотря на принимаемые меры, количество преступлений в сфере ЖКХ фиксируется на очень высоком уровне, и даже растет. Количество правонарушений, попадающих в официальные отчеты, исчисляется десятками и сотнями тысяч. По данным Генпрокуратуры, пару лет назад в год выявлялось более 330 тысяч правонарушений в сфере ЖКХ. Всего за 2015-й и первую половину 2016 года к ответственности привлечены более 100 тысяч должностных лиц. Ущерб от преступлений в сфере ЖКХ исчисляется несколькими миллиардами рублей.


- Какие виды преступлений, по вашему мнению, наиболее распространены?

- Две самые криминализованные области в ЖКХ – это платежи за жилищно-коммунальные услуги и капремонт. Насчет платы за содержание МКД: как показывают практика ассоциации АКОН, из-за инертности жильцов значительная часть домов попадает в обслуживание той или иной УК не в результате общего собрания собственников, а по итогам конкурсов, которые проводит местная власть. Плата за содержание дома в таком случае безальтернативно устанавливается муниципалитетом, собственники часто узнают об этом по факту, следовательно, никак не могут повлиять на данный процесс. Обоснован ли размер этой платы – большой вопрос, однако я не слышал, чтобы органы Госжилнадзора по собственной инициативе хоть раз оспаривали его величину. То есть, не работает закрепленный в жилищном законодательстве механизм формирования платы за содержание МКД: пассивность большинства собственников не дает возможность провести общее собрание, на котором должен устанавливаться размер этой платы. Контроль со стороны ГЖИ также оставляет желать лучшего. А нежелание собственников реализовывать свои права, помноженное на недобросовестность ряда чиновников, создает благодатную почву для злоупотреблений.

По Фондам капремонта – отдельная история. Нет понимания, насколько обоснованно расходуются собранные с населения деньги, а ведь это сотни миллиардов рублей. По информации, озвученной в СМИ, в 2018 году региональные фонды капремонта не распределили более 200 миллиардов рублей. Порядок распоряжения средствами не обнародуется, деньги расходуются непрозрачно. Та же прокуратура констатирует, что порядок расходования средств на капремонт нарушается повсеместно. Это сфера, благоприятствующая коррупционным проявлениям, и на нее нужно обратить особое внимание.

Также непрозрачно и с нарушениями идет программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Средства на нее выделяет Фонд содействия реформированию ЖКХ. Деньги уходят в регионы, а там расходуются непонятно как. В итоге, почти в половине субъектов Федерации программа не выполнена.

- В результате злоупотреблений и правонарушений в сфере ЖКХ существенно нарушаются права граждан. Какова их реакция?

- Безусловно, граждане не могут не обращать внимания на работу системы ЖКХ. Они видят, фиксируют вопиющие случаи и обращаются в соответствующие органы, требуя ответной реакции – восстановления нарушенных прав. Статистика таких обращений зашкаливает, но правоохранительная система демонстрирует неквалифицированную реакцию.

По итогам анализа надзорной практики видно, что органы дознания МВД очень часто необоснованно отказывают в возбуждении уголовных дел по обращениям граждан, хотя все основания для разбирательства имеются. В производство попадает менее трети материалов - к сожалению, многие заявления кладутся под сукно. В полиции ссылаются на недостаточность законодательной базы для расследований преступлений в сфере ЖКХ, но это не так. В прокуратуре отмечают, что база полностью сформирована.

Например, подделка протоколов общего собрания жильцов многоквартирного дома (МКД) еще в 2015 году выведена в плоскость уголовных преступлений. Протокол признан официальным документом, и его фальсификация рассматривается статьей 327 УК РФ. Но даже этого не хватает органам дознания для возбуждения уголовных дел по фактам манипулирования мнением собственников. В 2015 году получено более 200 сообщений о подделке протоколов общих собраний домов, а возбуждено только 60 уголовных дел. То есть, система показывает свою неработоспособность. Есть нарушение, есть сигнал, но нет должной реакции. В итоге, мы фиксируем факт: норма об ответственности за фальсификацию решений при проведении общих собраний собственников жилья не работает.


Это только один из примеров. А вся масса проблем вызывает вал жалоб и обращений в госорганы. Прокуратура в данном случае выступает в качестве последней инстанции, а до этого граждане обращаются в органы местного самоуправления, Госжилинспекцию, но помощи не получают. Это свидетельствует об отсутствии связи между собственниками, чьи права страдают в результате правонарушений в сфере ЖКХ, и госорганами, которые обязаны следить за нормальным функционированием системы. Чиновники не только не воспринимают информацию о нарушениях в сфере ЖКХ, как что-то значимое, но и просто не в состоянии ее переварить из-за гигантского объема. Обращения разделяются на частные и резонансные, а это в корне неправильно. Поэтому власть не видит целостной картины, и частные вопросы порой усугубляются до катастрофических масштабов.

- Почему это происходит? Соответствующие органы не хотят работать в сфере ЖКХ?

- Не совсем так. Проблема не в желании. У сотрудников дознания и следствия, например, может недоставать необходимой квалификации. То есть, люди не знают, с какой стороны браться за дело, не используют информацию из открытых источников (интернет, СМИ), и им проще спустить всё тормозах – положить дело под сукно или вообще отказать в его возбуждении. В некоторых случаях правоохранительные органы держат определенный нейтралитет. Крупные организации сферы ЖКХ неформально обладают своего рода «неприкосновенностью» - информация о допущенных ими правонарушениях не проверяется должным образом. И только если для разбирательства возникает политическая воля, тогда делам дают ход.

С другой стороны, сама система взаимодействия неповоротлива и неэффективна. К анализу тех или иных фактов или работы системы в целом не привлекается экспертное сообщество. А это помогло бы решить очень многие проблемы.

- Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы изменить положение вещей?

- К решению надо подходить комплексно. Нужно видеть работу системы в целом на всех ее уровнях – от федерального до муниципального. Необходим тотальный мониторинг и анализ не только деятельности организаций, работающих в системе ЖКХ, но и состояния всех МКД. Также необходим анализ нормотворческой практики на местах, как она применяется, какие результаты приносит. Это позволит распутать и вычистить крайне сложную законодательную базу отрасли. Чтобы ускорить процедуру разрешения спорных моментов, необходима система третейских судов, чтобы в процессе медиации (в досудебном порядке) находить оптимальный выход из спорных ситуаций.

Наконец, нужен институт общественного контроля, который может аккумулировать информацию о реальном положении дел и вырабатывать рекомендации по разрешению проблемных ситуаций.

- Кто может осуществлять общественный контроль?

- Подобные институты уже формируются. Например, НКО, которые занимаются правозащитной деятельностью - их можно переключить на защиту жилищных прав. Свою роль могут сыграть профессиональные ассоциации и союзы, которые можно привлекать к экспертной деятельности. Саморегулируемые организации (СРО) могут сочетать в себе обе функции. Но их сегодня, по сути, нужно создавать заново.

Конечно, требуется создавать живой актив в каждом многоквартирном доме на уровне собственников жилья, выращивать фактическую систему самоуправления МКД снизу. Например, сейчас активные и ответственные собственники формируют общероссийское общественное движение «Народная жилищная инспекция», которое может дополнять контрольные функции того же ГЖИ, занимаясь оперативной видеофиксацией нарушений на местах и выступая общим коммуникационным каналом от жителей МКД с ГЖИ

В общем, все это в той или иной форме уже существует и действует. Нужно только немного помочь общественности, стимулировать ее деятельность, вывести практику общественного контроля в число приоритетов для правоохранителей и государственных структур. Чтобы от людей перестали отмахиваться, а криминал в ЖКХ воспринимать как недостойную внимания мелочь. Тогда вся система начнет собираться в понятную, прозрачную и эффективную структуру, что неизбежно повлечет за собой снижение количества правонарушений до минимума.

Беседовал Александр ЗЕНИН

ЖКХ /Интервью

Возврат к списку