23.05.2019
В стране неразбериха, реформаторы разводят руками, население замышляет мусорную революцию.
С 1 января в России вошел в силу закон о новых правилах ввоза и утилизации мусора. В чем главные принципы мусорной реформы? Высокие тарифы, подушевая оплата (для некоторых – с квадратного метра), появление неведомых региональных операторов, обещания построить мусороперерабатывающие предприятия и ввести раздельный сбор мусора.
По замыслу авторов реформы, она должна коренным образом поменять всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). С первых месяцев ее реализации начались бурные разногласия, возмущенные обращения граждан в разные инстанции, словом, бесовщина какая-то.
Что-то не так, видно, с мусорной реформой.
Кроме прочего, во дворах населенных пунктов не по дням, а по часам выросли горы неубранного мусора. Управляющие организации вступили в полемику с региональными операторами. Вопросов накопилось много, а вот отвечать некому.
Благими намерениями…
Замысел мусорной реформы прямо-таки обещал райскую жизнь. Довольными должны были остаться все, и в первую очередь граждане – ведь именно для них власть имущие старались изо всех сил.
На региональных операторов по работе с ТКО возлагалась ответственная и благородная миссия: повсюду будут красоваться контейнеры для раздельного сбора мусора, построят мусоросортировочные станции, старые свалки закроются в минимальные сроки, вырастут современные мусоперерабатывающие заводы. Тут и борьба за экологию, и заслон против несанкционированных свалок, и упорядоченная оплата услуги. Прямо-таки идиллия! А на деле все эти радужные перспективы оказалась утопией! Наспех определили операторов, приняли на всякий случай высокие тарифы, утвердили с запасом нормативы накопления мусора для каждого россиянина, а в конце января разослали всем новые платежки.
Чем пахнет реформа?
Повсюду в российских регионах развернулась настоящая мусорная война. По любому поводу, связанному с мусором, жители теперь жалуются на регионального оператора во все возможные инстанции: губернатору, в прокуратуру, в контролирующие органы, в ФАС, Президенту. СМИ буквально стоят на ушах. Пример тому, Ставропольский край – уже в феврале там суды были завалены жалобами на региональных операторов. Край оказался буквально на грани мусорной катастрофы.
В Самаре 18 мая состоялась протестная акция против мусорной реформы (она уже не первая). Главные требования жителей – уменьшение тарифов и изменения нормативов на вывоз мусора, а также возможность самим жителям выбирать форму расчета – взимать плату с проживающих в квартире или с квадратных метров. В Подмосковном Богородском городском округе и вовсе в марте, по сообщению сетевых СМИ, глава округа лично отключал газ и электричество пенсионеркам, которые задолжали управляющим компаниям и не платят региональному оператору по вывозу мусора. Уже в феврале, по публикациям в СМИ, митинги согласованно прошли во многих городах России.
Чтобы объяснить подобный шквал общественного возмущения, обратимся к данным сводной таблицы: "Мусорный рейтинг" городов России, 2019, составленной экспертами Ассоциации АКОН.
Необходимость сопоставления городов-региональных центров России, с расходами на квадратный метр и городов, где принят подушевой учет, привело к созданию сравнительной модели расходов. Размер платежа в городах, где учет ведется по площади жилья был пересчитан на типовую «однушку» 35 кв.м., изначально предназначенную для проживания одинокого человека или маленькой семьи, живущей вместе на одну зарплату. Другой возможности для сравнения «мусорных расходов» горожан чиновники нам не предоставили. Абсолютным антилидером «мусорного рейтинга» городов оказался Тамбов - 236 руб./мес. (0,81% в доле доходов). В ТОП 5 высоких мусорных тарифов с отрывом от антилидера также попали Киров - 175 руб./мес. (0,53%, 2 место в рейтинге), Воронеж - 165 руб./мес. (0,47%, 3 место), Нижний Новгород - 194 руб./мес. (0,46%, 4 место) и Калуга – 177 руб./мес. (0,45%, 5 место). Почему это оказались города преимущественно центральной России с невысокими зарплатами? Непонятно. При этом, в ТОП 5 городов с самым низким размером платежа 50-80 руб./мес. входят Анадырь с Магаданом (по 0,07%), а также Абакан, Уфа (по 0,14% от дохода). Преобладают города за Уралом и на Севере с непростыми климатическими условиями, где тариф на мусор изначально не может быть низким по экономическим основаниям.
При этом самый высокий размер расходов, кроме вышеназванных, в Красногорске (196 руб./мес. в среднем по Московской области, 28 место) и Тюмени (189 руб./мес., 13 место), а также Воронеже (165 руб./мес., 3 место) и Благовещенске (163 руб./мес., 6 место) – городах, противоположных и по климатическим условиям, и по городской экономике (подробнее в табл. 1-3).
Таблица 1
"Мусорный рейтинг" городов России, 2019 (начало)
.png)
По материалам рейтингового исследования Ассоциации АКОН.
Таблица 2
"Мусорный рейтинг" городов России, 2019 (продолжение)
.png)
* среднее значение для города.
По материалам рейтингового исследования Ассоциации АКОН.
Таблица 3
"Мусорный рейтинг" городов России, 2019 (окончание)
.png)
* среднее значение для города
По материалам рейтингового исследования Ассоциации АКОН.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Итак, что же мы имеем на сегодняшний день? На пятом месяце хода реформы мы видим возросшие грабительские тарифы, города, утопающие в мусоре, и замечательную схему чиновников для отмывания денег.
Официально Владимиром Путиным был подписан документ о создании единого мусорного оператора страны «Российский экологический оператор», который в форме публично-правовой компании будет базироваться в Москве. Учредителем стало Минприроды. Предполагалось, что этот пресловутый оператор создаст организованную систему по всей стране по транспортировке отходов, будет следить за их правильной и своевременной переработкой, помимо этого еще и проводить экспертизу мусорных полигонов и заключать соглашения с международными организациями. Картинка складывалась просто идеальная. По сообщениям пресс-службы Минприроды, более 70 регионов работают в полном соответствии всем требованиям. Это соответствие означает только то, что здесь полностью утверждены территориальные схемы обращения отходов, закончен отбор региональных операторов, определен норматив накопления ТКО и установлен тариф. Другие регионы пока даже и не опомнились после оглашения реформы. Ведь те, кто продвигал реформу и с пеной у рта рапортовал о том, что «теперь-то мы заживем!» не учли, что сначала нужно твердо определиться с организованными местами размещения ТКО, рассчитать схемы транспортировки, заготовку определенных мощностей регоператоров (которые в ряде регионов будут отличаться), грамотно откорректировать территориальные схемы обращения с отходами и прочее.
В России накоплено уже 100-120 млрд тонн твердых бытовых отходов, и очевидно, что разом с плеча эту проблему не решить.
ПОДСЧИТАНО. Если по всей территории России равномерно распределить мусорные свалки, на каждый квадратный метр придется по 5 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Их дальновидно переименовали в твердые коммунальные отходы (ТКО), чтобы включить в платеж за коммунальные услуги.
Таким образом, сбор за мусор превратился в очередной налог для населения. Если посчитать 5%, на которые увеличилась платежка, то по России в целом это около 200 млрд рублей ежегодно. Очередная мошенническая схема, разработанная государством против собственного народа.
Власть /Общество /Экономика /ЖКХ